Растаможка электромобиля из Китая в 2025 году: сколько стоит и как рассчитать
Покупка электромобиля из Китая может сэкономить много денег, но процесс растаможки — это не только пошлины. В 2025 году действуют особые правила для электрокаров, которые кардинально отличаются от растаможки обычных авто. Разбираемся в реальных расходах и развеиваем мифы.
Из чего складывается растаможка электромобиля
Растаможка электромобиля из Китая 2025 включает несколько обязательных платежей. Каждый имеет свои особенности и может серьезно повлиять на итоговую стоимость.
Таможенная пошлина — не ноль, а 15%
Многие думают, что электромобили ввозят без пошлин. Это миф. С 1 января 2022 года льготный период закончился. Теперь таможенные пошлины на EV из Китая составляют 15% от договорной стоимости. Это выгоднее, чем 48% для обычных авто, но все равно серьезная сумма.
НДС при ввозе
НДС рассчитывается по стандартной ставке 20%. База для расчета — это стоимость автомобиля плюс пошлина плюс акциз. Никаких льгот здесь нет.
Акцизный сбор по мощности
Акциз зависит от мощности электромотора. Действуют следующие ставки на 2025 год:
| Мощность двигателя | Ставка акциза |
|---|---|
| До 90 л.с. | 0 рублей |
| 90-150 л.с. | 61 рубль за л.с. |
| 150-200 л.с. | 583 рубля за л.с. |
| 200-300 л.с. | 955 рублей за л.с. |
| 300-400 л.с. | 1628 рублей за л.с. |
| 400-500 л.с. | 1685 рублей за л.с. |
| Свыше 500 л.с. | 1740 рублей за л.с. |
Акциз платится только с мощности свыше 90 л.с. Например, для автомобиля 200 л.с. акциз составит: (200-90) × 955 = 105 050 рублей.
Утилизационный сбор — главный шок 2025 года
Утильсбор кардинально изменился с января 2025 года. Для физических лиц ставки остались доступными:
| Возраст автомобиля | Утильсбор для физлиц |
|---|---|
| До 3 лет | 3 400 рублей |
| Старше 3 лет | 5 200 рублей |
Но для юридических лиц произошел взрывной рост:
| Возраст автомобиля | Утильсбор для юрлиц |
|---|---|
| До 3 лет | 667 400 рублей |
| Старше 3 лет | 1 174 000 рублей |
Это увеличение более чем в 20 раз по сравнению с 2024 годом.
Таможенный сбор
Размер составляет примерно 0,1% от стоимости автомобиля, но не менее 1000 рублей.
Примеры расчета для популярных моделей
Рассмотрим конкретные примеры расчета растаможки китайского электрокара. Все расчеты приведены для физических лиц при курсе доллара 95 рублей.
BYD Tang EV
Характеристики: стоимость $35 000, мощность 517 л.с.
| Статья расхода | Сумма |
|---|---|
| Стоимость автомобиля | 3 325 000 руб. |
| Таможенная пошлина (15%) | 498 750 руб. |
| Акциз (517 л.с.) | 742 980 руб. |
| НДС (20%) | 913 346 руб. |
| Утилизационный сбор | 3 400 руб. |
| Таможенный сбор | 3 325 руб. |
| Общие расходы на растаможку | 2 161 801 руб. |
| Итоговая стоимость | 5 486 801 руб. |

Tesla Model 3
Характеристики: стоимость $28 000, мощность 283 л.с.
| Статья расхода | Сумма |
|---|---|
| Стоимость автомобиля | 2 660 000 руб. |
| Таможенная пошлина (15%) | 399 000 руб. |
| Акциз (283 л.с.) | 184 315 руб. |
| НДС (20%) | 648 663 руб. |
| Утилизационный сбор | 3 400 руб. |
| Таможенный сбор | 2 660 руб. |
| Общие расходы на растаможку | 1 238 038 руб. |
| Итоговая стоимость | 3 898 038 руб. |

XPeng P7
Характеристики: стоимость $32 000, мощность 276 л.с.
| Статья расхода | Сумма |
|---|---|
| Стоимость автомобиля | 3 040 000 руб. |
| Таможенная пошлина (15%) | 456 000 руб. |
| Акциз (276 л.с.) | 177 630 руб. |
| НДС (20%) | 734 726 руб. |
| Утилизационный сбор | 3 400 руб. |
| Таможенный сбор | 3 040 руб. |
| Общие расходы на растаможку | 1 374 796 руб. |
| Итоговая стоимость | 4 414 796 руб. |

Особенности сертификации электрокаров
Расчет растаможки китайского электрокара невозможен без получения сертификата соответствия. С февраля 2024 года требования ужесточились:
- Необходимо получение ОТТС или СБКТС
- Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС для юридических лиц
- Процедура занимает 2-3 недели и стоит дополнительно
Для физических лиц система ЭРА-ГЛОНАСС не требуется до 2027 года.
Документы для растаможки
Для успешной растаможки BYD, Tesla, XPeng потребуется полный пакет документов:
- Паспорт собственника и ИНН
- Договор купли-продажи с китайским поставщиком
- Технический паспорт автомобиля
- Сертификат соответствия
- Документы об оплате депозита
- Доверенность (при оформлении через брокера)
Сравнение утильсбора для разных категорий
Разница в утилизационном сборе между категориями покупателей огромная:
| Категория | Новые (до 3 лет) | Старые (3+ лет) |
|---|---|---|
| Физические лица | 3 400 руб. | 5 200 руб. |
| Юридические лица/ИП | 667 400 руб. | 1 174 000 руб. |
| Разница | 664 000 руб. | 1 168 800 руб. |
Налоги на электромобили при ввозе: развеиваем мифы
Миф 1: Электромобили ввозят без пошлин
Реальность: Пошлина составляет 15% — это льгота, но не отмена
Миф 2: Налоги на электромобили при ввозе минимальные
Реальность: Кроме пошлины есть НДС, акциз и утильсбор
Миф 3: Растаможка электрокара дешевле обычного авто
Реальность: Для мощных моделей может быть даже дороже из-за высокого акциза
Прогнозы изменений в 2025 году
С ноября 2025 года планируется дальнейшее повышение утилизационного сбора. Для электромобилей мощностью свыше 80 л.с. ставки могут вырасти еще на несколько миллионов рублей.
Физические лица пока защищены от таких драматических изменений, но для бизнеса ситуация критическая.
Практические советы по экономии
Чтобы минимизировать расходы при растаможке электромобиля из Китая 2025:
- Выбирайте модели до 90 л.с. — акциз будет нулевым
- Покупайте как физическое лицо для личного использования
- Учитывайте все расходы, включая сертификацию
- Проверяйте актуальные курсы валют перед покупкой
Растаможка остается сложной процедурой, но при правильном подходе можно существенно сэкономить на покупке качественного электромобиля из Китая.